Большинство криптопроектов не способны создавать устойчивые продукты, поскольку вынуждены постоянно подстраиваться под новые нарративы для привлечения инвесторов. Таким мнением поделилась глава по росту Ten Protocol Роузи Саргсян.
Эксперт подчеркнула, что это не личный выбор, а системная проблема, которая «делает структурно невозможной разработку чего-то долговечного».
Саргсян ввела термин «sunk-cost-maxxing» для описания ситуации, когда проекты немедленно меняют направление деятельности при первых признаках трудностей. В отличие от привычного совета избегать ошибок невосполнимых потерь в криптоиндустрии новой нормой стал поиск новых трендов.
Продуктовый сократился с 3-4 лет в эпоху ICO до текущих 18 месяцев. По словам Саргсян, это предле связано со следующими факторами:
Ситуацию усугубляют механизмы стимулирования. Аирдропы и токенсейлы привлекают внимание, но без продуманной стратегии пользователи быстро уходят сразу после листинга.
Саргсян считает, что самые устойчивые криптопроекты созданы в «период безразличия индустрии». Биткоин появился задолго до венчурной лихорадки, а Ethereum — до того, как сектор осознал ценность смарт-контрактов.
По словам эксперта, токенизация создала идеальные условия для досрочного выхода инвесторов и основателей. Пока есть возможность получить прибыль до завершения разработки — ею будут пользоваться:
Крипторынок структурно несовместим с долгосрочным планированием, подытожила Саргсян. Верный оригинальной идее и отказавшийся от бесконечной смены нарративов основатель с высокой вероятностью «окажется в изоляции без инвестиций и команды».
Решения для этой проблемы не существует, подчеркнула эксперт. Она допустила, что главное изобретение криптоиндустрии — не технологический прорыв, а мастерство извлечения прибыли из незавершенных проектов. В такой парадигме сам процесс смены стратегий становится конечным продуктом.
Соучредитель DeFi-платформы Comdex под ником Siddarth предположил, что проблема кроется не только в коротких продуктовых циклах, а гораздо глубже: